Мы в ответе за тех, кого победили.

бездомные кошкиПроблема бездомных животных разделила общество. Одни предпочитают её не замечать, другие считают, что она должна быть решена, но не знают, каким образом, третьи — предлагают свои пути решения. Между этими последними разгораются настоящие бои: сторонники жёстких мер против гуманистов самого экстремального толка. Я хочу предложить редкостную в подобных спорах стратегию: абстрагироваться от эмоций, притушить на время священный огонь любви к животным, чуть-чуть подрастопить лёд равнодушия и взглянуть на проблему как она есть.
На флагах всех зоозащитников крупными буквами написана цитата из А. де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Фраза прекрасная, но лозунг неудачнейший, потому что лишён главного для лозунга — однозначности. «Я никого не приручал, — скажет равнодушный к животным человек, — и не собираюсь отвечать за то, что сделал мой предок тысячи лет назад». «А я приручал, — скажет большой любитель животных. — Вот он, приручённый, лежит себе на диване в полном блаженстве. А Бобика со стройки и Мурку из подвала я приручать и не думал».
Наконец, третий, наделённый недюжинными логическими способностями, вспомнит, что вообще-то человек приручил не только кошек и собак, но и кур, коров, коз, свиней, лошадей. Допустим, вы добрый человек и не можете без слёз смотреть репортажи из приютов для бездомных животных, где скученные в тесных вольерах, грязные, тощие кошки и собаки смотрят на вас несчастными глазами. Но хочу спросить: «А на свиноферме вы были? А на бойне? А глаза коров перед забоем видели?». И ведь если для кошек и собак предусмотрено хотя бы гуманное усыпление, то эти «приручённые» умирают в муках. Я уже слышу: «Это не то, это еда». Полностью согласна, только не ставьте точку, продолжите мысль: «Это еда и, являясь представителем единственного в природе вида хищной обезьяны, я, как и положено хищнику, не испытываю никакого сочувствия к жертве». Вот теперь и точка. Вы думаете, я призываю вас не есть мяса, обходить стороной меховые магазины и носить обувь из дермантина? Вовсе нет. Я хочу, чтобы мы, люди, наконец увидели подлинную природу собственного гуманизма. Животные на улице мешают нам. Они, такие же хищники, как мы, и так же, как и мы, наделены инстинктом захвата и защиты территории.
И чем сильнее инстинкт, чем жёстче способы защиты, тем больше они мешают. Кошки не сбиваются в стаи и делят территории только между собой. Иное дело — собаки. Страшными историями про их нападения на людей и домашних питомцев СМИ кормят нас чуть ли не каждую неделю. В службе отлова накаляются телефоны, нарушителей помещают в приют, читай, сажают за решётку. А кто обещал, что в тюрьме будет хорошо?
В войне за территорию может быть только один победитель. И чтобы прекратить борьбу, нужно выиграть битву. Весь гуманизм, который есть в запасе у умной хищной обезьяны, заключается лишь в том, как мы поступим с побеждёнными. Когда вы прочтёте два следующих за этой статьёй материала, вы, я думаю, придёте к ясному выводу: гуманизм побеждает там, где он прописан в сухих строчках закона с соответствующими санкциями за его невыполнение. И на вопрос «Почему я должен быть в ответе?» отвечают не строчками Экзюпери, а простым и ясным: «Так в законе написано, извольте выполнять». А ещё там практикуются свободные выпасы скота, а на прилавках можно увидеть продукты с надписью, что при их производстве животному не было причинено моральных и физических страданий...
Тем же, кто хочет понять философию подлинного гуманизма, советую посмотреть документальный фильм «Земляне». Он не принят к прокату дистрибьюторами всех прокатных сетей, найти его можно только в Интернете. Предупреждаю сразу, что детям фильм смотреть нельзя, а взрослым гарантирую потерю на некоторое время сна и аппетита. Однако этот фильм заставит вас задуматься о многом. А когда нравственный шок утихнет, перечитайте «Маленького принца». И вы поймёте, о чём это: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Специально для Igraet-koshka.narod.ru.


Сайт управляется системой uCoz